Берегите голову: как распознать и как бороться с кризисом в компании

14.09.2018

Сейчас существует повышенный запрос на разработку новых суперстратегий, вывод компаний из «минуса», оптимизацию портфеля продуктов etc. О чем это говорит? О том, что украинский бизнес переживает период антикризисного менеджмента в его классическом понимании. Видимо, череда кризисов, проживаемых Украиной с момента своей независимости, все же сделала свое дело.

Мы пустили кризис в свою страну. Мы разрешили кризису зайти в наши компании. Он живет в наших домах. Мы носим кризис, как латентный вирус, у себя в голове. Поэтому кризис в компании – это всегда отражение происходящего в голове собственника. Головы надо беречь.

Перед тем, как бороться с кризисом и разрабатывать соответствующие стратегии, нужно убедиться, а есть ли в них смысл. Вот четыре признака ситуации, когда антикризисная программа не поможет:

 

1 - Существует путаница в терминологии

Высокая конкуренция, низкая рентабельность, падение спроса на рынке – это не кризис! Это естественная эволюция внешней среды. Не забывайте, что Украина стремится к стандартам Евросоюза, где низкая рентабельность является нормой.

Кризис – если у компании нет стратегии действий в данной ситуации. Если у вас себестоимость выше, чем у конкурентов (кстати, откуда вы это знаете?), если у вас слабые конкурентные позиции (сами сотрудники не могут внятно объяснить, чем ваш товар лучше), если вы не понимаете, почему потребитель отказывается от вашего продукта (это может быть заслуга конкурентов, а может – смена типологии потребления).

 

2 - «Нужно всех уволить»

«Виноват менеджмент! Они не умеют работать — всех уволить!» — это точно кризис. Только не компании, а ее владельца. Если вы управляющий собственник, то ответственность за негативную ситуацию лежит только на вас. И не надо рассказывать, что «я им доверял, дал все полномочия». Это ваша компания!

Когда от вас уходят классные специалисты – это кризис. Когда они уходят с обидой – это уже epic fail.

 

3 - Собственник не принимает новые тренды

«Страусиная позиция» — это тренд-2018 среди собственников компаний. Тенденции, статистика, потребности рынка, реакция потребителя, а иногда и партнеров, говорят об изменении реальности. Но владельцем компаний страшно это принять, и они, руководствуясь прошлыми представлениями на рынке, игнорируют все тренды и идут по накатанной.

«Мы дадим им бой!», — яркий пример такого мышления владельца небольшой дистрибьюторской компании, испытывающей финансовые трудности. Именно так он отреагировал на появление крупного конкурента с большими инвестициями. Бой дали. Он оказался последним для небольшого дистрибьютора.

 

4 - В компании нет управленческого учета

Это болевая точка большинства украинских компаний. Для выхода из кризиса нужно как минимум знать структуру себестоимости и центры формирования затрат. В противном случае все потуги будут сомнительны.

Кризис – это модно. Кризис – это то, чем можно себя занять и чем можно оправдать свои неудачи

Помните, есть в компании кризис или нет, – определяет собственник. Ситуации не обязательно соответствовать каким-то объективным признакам, достаточно и субъективных ощущений. Что делать? Вот типичные модели поведения бизнесменов в случае кризиса. К сожалению, это совсем не панацея – единственно правильного алгоритма действий нет.

 

Часто такие очевидные традиционные решения не приводят к результату:

1 - Пригласить крутого управленца

В Украине существует целая прослойка топ-менеджеров, кочующих из компании в компанию в роли кризис-специалистов. Хорошо одетых, свободно оперирующих англоязычными терминами, имеющих великолепный послужной список. Иногда такой специалист действительно умеет выводить компанию из сложных ситуаций, но чаще приход такого руководителя только усиливает кризисные явления.

Дело в том, что с большим профессиональным опытом такие специалисты нарабатывают еще один полезный skill – презентовать процессы, выдавая их за результаты.

Понять, поможет ли вам данный конкретный эксперт в преодолении кризиса можно, увы, только на практике. Однако есть простое решение – собственник должен вернуться в управление. Быть в одной антикризисной команде с приглашенным экспертом. Работать с ним как с проектным менеджером. В этой ситуации и наемный руководитель будет работать эффективнее, и собственник быстрее поймет, правильного ли специалиста он нашел.

 

2 - Пригласить крутого консультанта

Консультантов приглашают для создания стратегии. Реализовывать же планируют силами менеджмента компании. Такой подход почти никогда не работает. Консультант «не в материале», пишет стратегию не для себя.

Поэтому максимум, что вы получите, – это красивую презентацию с большим количеством графиков и схем

Этот шаг эффективен, когда консультанта приглашают в проект на условиях ответственности за результат, или приглашают модератором для разработки внутренней стратегии с привлечением менеджмента компании.

 

3 - Урезать полномочия антикризисного специалиста

Даже самый эффективный антикризисный руководитель в одиночку не справится с кризисом компании. Вас пугают его методы работы? Но вы ведь уже пробовали привычные инструменты. И они не сработали. Иначе бы вы бы не приглашали этого специалиста. Лучше сконцентрироваться на установке краткосрочных задач и KPI.  Первый период оценки изменения ситуации можно устанавливать уже через три месяца. Кризис года вам не даст.

  

4 - Не рассматривать стратегию продажи или ликвидации бизнеса

Продажа или полная ликвидация компании в Европе всегда является одним из вариантов стратегии выхода из кризиса. В Украине же бизнес хотят передать детям. И лишь около 10% предпринимателей понимают, что если не продать, то и передавать будет нечего.

Эмоциональное отношение к стратегии выхода из кризиса – вещь непозволительно дорогая. Как бы ни было жаль созданного, но при рассмотрении вариантов собственник всегда должен трезво оценить, что выгоднее: инвестировать в подъем из ямы или продать/ликвидировать компанию.

Опубликовано на сайте Kfund Media. 14 сентября 2018