Интервью для журнала "Маркетинговые исследования в Украине"

16.02.2015

Андрей Длигач,
генеральный директор группы компаний Advanter Group,
представитель международного агентства Luniter troubleshooting 

- Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию на рынке маркетинговых исследований в Украине?

- Далеко не у каждого рынка есть свой журнал - на страницах которого руководители компаний делятся своими секретами и технологиями.

Далеко не на каждом рынке Ассоциация (в нашем случае - Украинская ассоциация маркетинга) аккумулирует данные о результатах деятельности компаний и публикует обобщенные показатели рынка и данные о его тенденциях.

Такие - казалось бы простые, но достаточно характерные - моменты делают рынок маркетинговых исследований уникальным.

Как и многие другие рынки профессиональных услуг - рынок маркетинговых исследований ощущает влияние экономического кризиса. Но это уже далеко не первый кризис и то, что нужно справляться с происходящими изменениями, многие руководители уже знают. Конечно, сейчас есть два главных вопроса, которые ставятся заказчиками перед исследователями и аналитиками: "что делать?" и "куда бежать?".

Важная примета: исследования ради информации уходят в прошлое. Исследования имплементированы в систему принятия управленческих решений и их эффективность существенно возрастает.

- Каковы Ваши прогнозы развития маркетингово-исследовательского бизнеса в 2015 году?

- Прогнозы хороши, когда ты управляешь ситуацией. Я предпочитаю формировать программу влияния на происходящие события - а прогноз рассматривать как следствие ее реализации.

Так вот на 2015 год наша программа для Advanter Group связана с дальнейшей интеграцией исследовательского и консалтингового подразделений. За счет этого мы планируем рост объемов проводимых исследований на 30%. Для клиентов же, которым необходима мониторинговая или поисковая информация мы продолжим развивать отдельный исследовательский бренд Ascreen Research.

В 2014 году мы столкнулись с ростом неплатежей, достигшим критического показателя среди отечественных компаний.

В целом исследовательский рынок - как, впрочем, и большинство товарных рынков - переживёт сложный год, но он позволит усилиться профессиональным игрокам. Хотя, конечно, не обойдут рынок и ценовые войны (в том числе, к сожалению, и со стороны крупных игроков - и мы это уже видим) на тендерах, и появление компаний-однодневок.

Но отвращение к коррупции, которое проявляется в обществе, всё же позволит существенно уменьшить количество откатов на рынке. А значит, рынок перераспределится в пользу профессиональных агентств, оказывающих качественные услуги.

- Как Вы считаете, сформировалось ли на сегодняшний день профессиональное сообщество Украины в сфере маркетинговых исследований? Могут ли прямые конкуренты цивилизованно выступать за достижение общих корпоративных целей?

- Конечно. Уровень взаимного уважения руководителей и специалистов компаний высок. Как и высоко понимание того, что на рынке профессиональных услуг крайне важно совместно развивать культуру потребления, обучать специалистов и заказчиков.

Я считаю большинство коллег на рынке товарищами и партнерами по развитию рынка. Тем более, что практически в каждой исследовательской компании работают мои бывшие студенты и мне, как преподавателю, радостно от успехов учеников.

С другой стороны, международные агентства регулярно привносят новые интересные технологии, что также даёт толчок развитию рынка.

- Что Вы посоветуете заказчикам маркетинговых исследований в это непростое для украинской экономики время?

- К сожалению, "непростое время" - это не только и не столько результат ведения на территории Украины военных действий, сколько отсутствие позитивных сигналов - в первую очередь от власти - что есть четкая программа реформ и цельная ответственная команда, что ситуация контролируется, что всё наладится и Украина будет процветать. Многие клиенты говорят: "Стратегия (развитие нового направления, ребрендинг, пересмотр продуктовой линейки, ...) слишком важна для нас. Поэтому мы займемся этим вопросом позже".

Могу дать такие рекомендации.

Во-первых - "не ждать милостей от природы" (то есть от власти и от экономики). А именно: искать свою нишу, в меньшей степени зависящую от глобальных тенденций; оптимизировать бизнес-модель.

Во-вторых, перевести негатив в позитив - начать искать пути импортозамещения, развития экспорта, запуска новых каналов продаж, переходить к персональному маркетингу и так далее.

В-третьих, готовиться к прорыву за счет того, что именно вы лучше других поймете тренды в поведении клиентов. Отказ от гедонизма, бренд-фан-клубы, волонтерсво и ко-воркинг, smart consumption - это только первые ласточки. Есть хорошие методы моделирования в маркетинговых исследованиях, которые помогут вам посмотреть на рынок глазами клиента из 2016 года. Кто сейчас точнее поймет, что происходит - будет в скором времени определять развитие товарных рынков. И вовсе не обязательно быть Tesla Motors или Amazon для этого.

- Каковы причины того, что Ваша компания Advanter Group уже несколько лет подряд выступает партнером конференции Re:Mark? Каково Ваше мнение о самой Конференции? Что Re:Mark’у на сегодняшний день не достает?

- Re:Mark - яркое свидетельство того, что рынок маркетинговых исследований в Украине есть, он развивается и этот рынок, на котором стремление к добросовестной, соревновательной конкуренции - это не пустой звук.

Надеюсь, Re:Mark в 2015 году продолжит свой путь как уникальный формат case-конференции, единящей заказчиков и исследователей вокруг новых эффективных технологий маркетинговых исследований.